Нэко ねこ Философское, фантастическое, психологическое КОТОанимэ для взрослых и взрослых детей: нэко-призраки, антропоморфные, сказочные коты, экранизации 1. «Кошачий суп» (Nekojiru-so ねこぢる草 Нэкодзирусо) (2001) Сато Тацуо 2. «Ночь на Галактической железной дороге» (1985) Сугии Гисабуро 3. «Жизнь Будори Гуско» (2012) Сугии Гисабуро 4. «Tamala 2010: A Punk Cat in Space» (2002) t.o.L 5. «Кот в сапогах» (1969) режиссер Кимио Ябуки, художник Хаяо Миядзаки 6. «Весна Кэндзи» / «Весна и Хаос» (1996) Кавамори Сёдзи 7. «Кошка по имени Лили» (1987) Ториуми Хисаюки, Studio Pierrot 8. «Она и ее кот» (1999) Макото Синкай 9. «Возвращение кота» (2002) Хироюки Морита, Студия Ghibli 10. «Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой» (2020) Дзюнъити Сато, Томотака Сибаяма 1. «Кошачий суп» (Nekojiru-so ねこぢる草 Нэкодзирусо) (2001) Сато Тацуо Космогоническая психоделика. Сюрреалистический мистический философский фильм для взрослых, главными героями которого является семья белых котят, живущих подобно людям. В русскоязычной среде распространено название «Кошачий суп», хотя более точным переводом названия с японского является «Трава или еще точнее Наброски Нэкодзиру». Аниме было создано в качестве посвящения знаменитой мангаке Нэкодзиру, которая покончила жизнь самоубийством в 1998 году. Через несколько лет после ее смерти муж передал ее старые рисунки студии, для того, чтобы те смогли создать этот фильм. ...А началось все обыденно. Няата попытался помыть свою игрушечную машинку и чуть не утопил себя. Родители были слишком заняты, чтобы обратить внимание на его крики. В состоянии клинической смерти Няата увидел свою старшую сестру Няаку, уходящую со Смертью. Он догнал их и попытался вырвать Няаку у Смерти, но ему удалось вытащить лишь половину ее души. В результате она ожила, но осталась, что называется, «не в себе»... 2. «Ночь на Галактической железной дороге» (1985) Сугии Гисабуро Мистический фантастический аниме-фильм Сугии Гисабуро. Экранизация одноименного рассказа японского философа-сказочника Кэндзи Миядзавы. Удивительное, сказочное путешествие по сновидениям, наполненное прекрасной музыкой и незабываемыми фантасмагорическими образами. Кошачий облик персонажей — довольно ловкий ход режиссера, справедливо рассудившего, что ведущие человеческую жизнь антропоморфные существа будут более выгодно смотреться в свете сюрреалистической истории Миядзавы. Однако прежде всего, эта картина — философская притча о смерти. Созерцательное путешествие, наполненное визуальными образами и намеками на космические мотивы. Самое трудное — не потеряться в этих кажущихся бессмысленными картинках, ведь скрытая суть и зыбкие намеки подчас поданы весьма прямолинейно, хотя и ловко завуалированы под общий контекст мистической фантасмагории. Джованни происходит из бедной семьи, его мать больна, отец пропал, а сам он подрабатывает в типографии и разносит газеты. Накануне Фестиваля Звезд в его дом забывают доставить молоко для его матери. Отправившись за молоком, Джованни оказывается внутри спустившегося с неба поезда, где встречает своего друга Кампанеллу. На этом, собственно говоря, сюжет кончается, а начинается сюрреализм в чистом виде — со всей его иррациональностью и богатством форм. В мире «Ночи на галактической железной дороге» все имеет скрытый смысл, переживания трансформируются в события, брошенные вскользь фразы в неотвратимость. Даже имена персонажей, чтобы подчеркнуть их особую связь, взяты у итальянского философа Томмазо Кампанеллы, крещенного как Джованни Доменико. 3. «Жизнь Будори Гуско» (2012) Сугии Гисабуро Второй мультфильм с антропоморфными котами по рассказу Кэндзи Миядзавы. В фильме отличная рисовка, шикарный мир с психоделической мистикой и ретрофутуристическими технологиями, меланхолично-драматичная ламповая атмосфера, ну и конечно Миядзава с его специфическим мировоззрением. Вынужденный покинуть родную деревню, переживающую небывалую череду природных бед, юный Будори Гуско отправляется в путь, полный неожиданных знакомств, нереальных приключений и непростых, но важных открытий, меняющих его взгляд на окружающий мир, в своих основах полный поэзии и красоты. Действие фильма происходит сразу в двух мирах — в реальности и в воображении Будори, хотя один от другого отличить бывает нелегко. Оба мира фантастически хороши — воображение одинаково потрясают и мирные леса, и бескрайние поля, и удивительный стимпанковый город, и шелковая ферма с лестницами в никуда и парящими в воздухе работниками... * Кэндзи Миядзава, автор фильмов «Жизнь Будори Гуско» и «Ночь на Галактической железной дороге» — один из самых читаемых японских авторов. Японцы даже нарекли его бодхисаттвой, и дело отнюдь не только в его литературных достижениях. 4. «Tamala 2010: A Punk Cat in Space» (2002) t.o.L Сюрреалистическое фантастическое аниме для взрослых с многозначительным смыслом и почти подкорочным восприятием. Фильм представляет собой мультипликационную версию романа ведущего представителя постмодернистской литературы Томаса Пинчона «Выкрикивается лот 49». Оригинальная философия этого мультфильма аккуратно упакована в два разных слоя графики: черно-белая и цветная чередуются друг с другом, наслаиваясь на свое усмотрение. Еще больше заостряет на себе внимание простота диалогов с пугающим подтекстом, а безумие посланий оказывается не таким уж безумным. Смотрится аниме сложно, возможно долгое привыкание; выбивает из колеи неправильность происходящего; практически геометрическая простота высекает все новые и новые формы вариаций будущего, предопределенного и жуткого. Автору нужно отдать должное: он хорошо постарался в создании образов главных и второстепенных персонажей, добавив где нужно символические черты, гротеск, сюр, а где-то наивность, жестокость и почти самурайское смирение в принятии судьбы. Фильм был выпущен только в Японии (кроме показов на кинофестивалях в англоязычных странах). 5. «Кот в сапогах» (1969) режиссер Кимио Ябуки, художник Хаяо Миядзаки Превосходный японский мультфильм по мотивам сказки Шарля Перро и «Трех мушкетеров» Александра Дюма. Принципиально отличное прочтение хорошо знакомой сказки, непривычная, но интересная трактовка персонажей, необычная картинка, и конечно, чарующе красивая музыка композитора Сейтиро Уно, удачно передавшая настроение каждого эпизода. Бедный юноша Пьер и принцесса Роза полюбили друг друга, но на их пути множество преград, и самая опасная из них — злой, ужасный Люцифер, всемогущий волшебник, властитель Ада, решивший жениться на принцессе... Хорошо, что у Пьера и Розы нашелся настоящий друг, веселый и находчивый, хитрый и храбрый кот Перро. Никто и ничто не может помешать ему, разве что преследующие его коты-наемные убийцы… 6. «Весна Кэндзи» / «Весна и Хаос» (Ihatov Gensou: Kenji no Haru / イーハトーブ幻想 Kenjiの春) (1996) Кавамори Сёдзи Традиция изображать героев сказок Кэндзи Миядзавы в виде кошек пошла с «Ночи на галактической железной дороге» Гисабуро Сугии и закрепилась в «Весне и Хаосе» режиссера Кавамори Сёдзи — аниме, повествующем о жизни самого Миядзавы. Фильм рассказывает о важнейшем периоде короткой, но очень яркой жизни знаменитого японского писателя начала прошлого века Кэндзи Миядзавы, когда он начал преподавать в сельской школе родной префектуры Иватэ, которую в своих книгах великий выдумщик и мечтатель Кэндзи вывел под названием Ихатов (чтобы лучше понять богатейший творческий мир писателя, все герои фильма представлены в виде животных, в основном котов). Ученики обожали своего эксцентричного сэнсэя, учившего их видеть красоту природы и слышать голоса звезд, растений и камней. Молодому идеалисту (и истовому буддисту) было нелегко сохранить веру, когда на его глазах угасала от туберкулёза любимая сестра. Но непонимание даже близких людей и горечь многих разочарований не могли пошатнуть желание Кэндзи постичь этот столь несовершенный и столь прекрасный мир. 7. «Кошка по имени Лили» (1987) Ториуми Хисаюки, Studio Pierrot Научно-фантастический фильм ужасов японского режиссера и писателя Ториуми Хисаюки. Будущее. Ученые создают Капсулы глубокого сна, которые почти полностью останавливают старение организма во время сна и тем самым позволяют людям путешествовать на большие расстояния. Используя эти капсулы, команду космонавтов посылают в двадцатилетнее путешествие для изучения недавно открытой планеты. После того, как команда выходит из сна, прибыв на орбиту неизвестной планеты, космонавты обнаруживают поврежденное сообщение с Земли. В нем говорят о том, что на корабле среди команды есть два беглеца, выдающих себя за членов команды. А пока члены экспедиции пытаются выяснить, что это за пассажиры и каковы их цели, над командой нависает новая угроза — люди умирают один за другим, пораженные неизвестным внеземным вирусом, и обычная исследовательская миссия оборачивается отчаянной борьбой за выживание. 8. «Она и ее кот» (1999) Макото Синкай «В своей короткометражке Макото Синкай попытался превратить трепетное тепло, смутно ощущаемое одиночество бытия, тонкие чувства в образы и звук». Ранняя работа «нового Миядзаки» Макото Синкая, автора таких потрясающих фильмов как «Ловцы забытых голосов» и «Сад изящных слов». Анимация «Она и ее кот» была создана летом 1999 с использованием рисунков от руки в сочетании с трехмерной компьютерной графикой. Музыку к фильму написал его друг Тэммон. Почти во всем аниме женские фразы заменяются надписями, лишь две реплики озвучены голосом. Действие происходит в течение года. В дождливый весенний день Она находит снаружи Кота по имени Тёби и приносит его домой... 9. «Возвращение кота» (2002) Хироюки Морита, Студия Ghibli Фильм в оригинальной версии называется «Кошачья благодарность». Такое название более точно отражает понятие «онгаэси» (дословно означающее «эмоционально значимую услуга в благодарность старшему») и вполне оправдывает сюжет, в основе которого лежит благодарность кота за спасенную жизнь. В разгар дня на оживленной улице юная Хару храбро выхватывает из-под колес грузовика очаровательного кота. К ее великому удивлению, кот встает на задние лапы и благодарит Хару на человеческом языке... 10. «Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой» (2020) Дзюнъити Сато, Томотака Сибаяма На фестивале фейерверков обычная японская старшеклассница Миё, распереживавшись из-за развода родителей и несправедливости мира, только в сердцах пожелала этому миру исчезнуть, как тут же встретила загадочного продавца. Незнакомец подарил девушке волшебную маску, с помощью которой Миё теперь может превращаться в белую кошку. В таком виде она проводит время с одноклассником Кэнто, ведь он, несмотря на все ее знаки внимания в школе, упорно игнорирует девушку. Но тот странный тип с фестиваля преследует Миё и пытается убедить ее остаться в кошачьем обличье навсегда... Аниме решено в аскетичном реалистическом ключе, зрителю не стоит ждать буйства фантазии Миядзаки или природных красот Макото Синкая. У фильма нет эстетических претензий, и даже выгодный для авторов волшебный город решен очень просто, если не схематично. Мультфильм не совсем для детей, в нем слишком много психологизма, душевных травм, поисков способов коммуникации и самоопределения.

Теги других блогов: коты аниме экранизации